Предохранительные клапаны в отопительных системах

В системе отопления обязательно должен использоваться предохранительный клапан. Системе отопления это придаст долговечность и надёжность, а людей, использующих её, избавит от неприятностей и аварий. Некоторые паровые котлы выпускаются с заранее установленными клапанами и манометрами, в других случаях необходима их установка при сборке системы.

Назначение предохранительного клапана.

Предохранительный клапан служит для аварийного сброса давления в системе. Его работа похожа на работу клапана скороварки: когда давление достигает определённой величины, клапан открывается, а давление падает. Отличие в том, что выпуск пара через клапан скороварки является штатной работой скороварки, а в отопительных системах превышение давления — аварийная ситуация.

Устройство.

Клапана бывают рычажные и пружинные, последние более распространены.

  • Рычажный клапан удерживается в закрытом положении, на котором закреплён грузик. Грузик можно перемещать, регулируя силу давления, необходимую для открытия клапана.
  • Пружинный клапан запирается подпружиненной пробкой (мембраной).

Принцип работы.

При нештатной ситуации давление в отопительной системе может возрасти. Примеры таких случаев:

  • Теплоноситель — пар. В паровом котле происходит перегрев воды, вследствие чего наблюдается скачок давления пара.
  • Теплоноситель — перегретая вода. В результате повышения температуры или кратковременного падения давления начинается резкое вскипание, оно идёт взрывообразно. Риск парового взрыва.
  • Переполнение котла водой.

При срабатывании предохранительного клапана давление в системе сбрасывается до допустимого. Это происходит так:

  1. Пружина предохранительного клапана рассчитана на определённое давление теплоносителя;
  2. При превышении давления пружина сжимается потоком воды или пара;
  3. Подпружиненная мембрана смещается, открывая патрубок сброса;
  4. Излишки теплоносителя сбрасываются, давление в системе падает;
  5. Когда давление становится меньше предельно допустимого, силы давления не хватает для дальнейшего сжимания пружины, и мембрана перекрывает патрубок.

Вполне вероятно серийное срабатывание предохранительного клапана: давление может расти или уменьшаться скачкообразно.